Алине Загитовой и Мише Коляде: «Кармен» (инь) и «Кармен» (ян) | mir-news.ru

В 2019 году музыка Ж.Бизе была исключительно популярна, как, впрочем, и всегда. Под эту музыку* (наверное, её-то и можно назвать культовой в ФК) катались и уже известные спортсмены в кульминационные моменты своей спортивной жизни, и начинающие**. Здесь можно найти впечатляющий список хореографов и фигуристов, использовавших эту музыку. Кому-то она приносила удачу и медали, кого-то глубоко разочаровывала. Так, К.Витт и Гордеева-Гриньков победили на Олимпийских играх в 1988 г., Навка-Костомаров — на ОИ-2006, а Е.Плющенко и Столбова-Климов вожделенной золотой медали на ОИ с этой программой не выиграли.

Выбор и желание откатать ледовую программу под эту музыку можно, пожалуй, соотнести с расхожими фразами «посадить дерево…», «увидеть Лондон и …» или с тем, что каждый театральный актёр мечтает сыграть Гамлета (желательно на лондонской сцене!). И если только в горах «поймёшь, кто такой», так и в фигурном катании нужно хоть раз примерить на себя костюм тореадора или воткнуть в волосы красный цветок (желательно в олимпийский год!).

В 2019 году, после ошеломляющего триумфа с балетной Китри в Пхенчхане, ТШТ (хореограф Д.Глейхенгауз) выбирает для Алины балетно-танцевальную «Кармен». И в тот же год в образе тореадоров выходят с произвольными программами Миша Коляда (хореограф О.Зотова) и Максим Ковтун (хореограф П.Чернышев). У Алины использована музыка Бизе-Щедрина к одноактному балету, у Миши заявлена музыка Бизе-Щедрина и «Хабанера» из сюиты №2 Э.Гиро. Гиро был другом Ж.Бизе и уже после его смерти в 1875 г. составил на основе оперы две сюиты, по оркестровке очень близкие опере Бизе.

Их программы были хороши, и до сих пор не забыто то впечатление победительной молодости, горделивого достоинства и скрытой страстности. На прошедшем командном турнире-2021 повзрослевшие Алина и Миша (сидевшие в разных уголках, одетые в форму разного цвета) странным образом напомнили мне тех двоих — юных, гордых, красивых героев своих программ.

Сейчас читают:  Раскрыт обновленный дизайн Windows 10 | mir-news.ru

Алине и Мише посвящается этот пост.

«Когда же бубен зазвучит и глухо зазвенят запястья…»

Алинина программа начинается со знаменитой «Хабанеры» (в опере это — выходная ария Кармен «Любовь — мятежная птица», в балете — танец Кармен в сцене «Выход Кармен и Хабанера»). Вступление в программе Алины с самого начала через позы, жесты, взгляды создаёт образ, в котором читаются вызов, свободная игра, присущие танцу «Хабанера» и оперной арии, и горделивое, даже заносчивое, ожидание балетной красавицы Кармен.

98d3c6f3811ebb348ade7f8b267b0-2024258Ж.Бизе. Кармен. Большой театр. Е.Образцова (1979).

6fc726f3811eb8e79b9916a735a3a-1563021Р.Щедрин. «Кармен-сюита». Майя Плисецкая ы фильме-балете (1979). Постановка А.Алонсо.

fb3486f3911eb8e79b9916a735a3a-1557333А.Загитова. «Кармен». Япония, ЧМ-2019.98ff86f3911eb832aade7f8b267b0-9470997

Миша в начале программы становится в позу партнера в танце Хабанера.

f74fe6f3911ebb06eb9916a735a3a-5919915М.Коляда. «Кармен». Япония, ЧМ-2019.b6e266f3911eb9eb0a083cc2bae7e-5177027«Хабанера».

После двух четверных прыжков (4Т3Т, 4Т) под напряжённую музыку первого интермеццо, когда в балетной сцене появляется несколько настороженный, застёгнутый на все пуговицы Хозе, Миша «оживает» и очень выверено, почти чеканно, ведёт свою партию «Хабанеры».

Миша в Хабанере сдержан, красив чистотой линий и выверенностью движений. Всё, в целом, стилистически выдержано, если не считать какой-то очень русский ‘перестук ложками’ о колено в хореосвязке. В этой части программы он не столько Хозе, сколько партнёр в танце. В то же время он как бы наэлектризован ощущением чего-то нового и опасного. В таком состоянии ему удаётся прекрасно вписать в музыку 3А в каскаде, 3F и успеть скрутить себя в волчке 4го уровня.

Алина же от первого задорно-уверенного появления в Хабанере всё больше движется к драматичному нарастанию напряжения. В музыкальную «нарезку» включаются динамичные, тембрально усложняющиеся фрагменты адажио и финала. Громче и трагичнее звучат инструменты ударной группы, вскрикивают струнные, а Алина движется всё амплитуднее и выразительнее.

Тело то резко разворачивается, то всё быстрее раскручивается в твизлах. Руки то делают широкие движения, то сковываются за спиной, то мечутся в попытках не то выбора между партнёрами, не то вызова им обоим. Это то смеющаяся, то вызывающе конфликтная, свободолюбивая Кармен. Технически именно в этой части Алина прыгает сложные прыжки и каскады (3Lz3Lo, 3Lz2T2Lo, 3F) и заканчивает той самой конфликтно-эмоциональной, можно сказать, ‘ломанной’ дорожкой и драматическим, я бы сказала, ‘буйным’ вращением. Она всё таки не покорилась.

b36d26f3911ebb348ade7f8b267b0-3148226

Мишин же герой в заключительной части ровен, прям станом, уверен в своей неотразимости. Тореро, который привык укрощать и быков, и прекрасный пол. В Мишином танце тореадора есть, на мой взгляд, больше вовлечённости в сам танец и образ, чем в тему «Кармен», вечную тему свободы и выбора в любви.

700ee6f3911eb832aade7f8b267b0-4272999

Мне эти две программы напомнили философскую концепцию мужского и женского начал. Я ни в коей мере не хочу сказать, что это каким-то образом входило в задачи хореографов или фигуристов. Полагаю, они безмерно удивятся, если их вдруг спросят от этом. Но мы с вами — зрители и вольны «впечатляться» и интерпретировать их программы на основе этого впечатления. В этом заключается дополнительный интерес к этому очень трудному виду спорта.

Если очень кратко, программа Алины — воплощение тёмного, мягкого, запутанного, внутреннего, как своего рода противопоставление светлому, твёрдому, ясному, внешнему началу в программе Миши***. Два начала — две программы, два исполнения — взаимодействуют, дополняя друг друга, как жара и холод, как солнце и луна. Миша собран, строг, решителен. Алина — и милосердна, и необузданна, резка, но и предсказуема; в её программе — надрыв и вызов, смех и слёзы, резкость и нежность. Их образы далеки и близки, и тем самым, создают взаимодействующий, перекликающийся контраст. Это как два склона горы — один на солнце, другой в тени**** — по которым движутся герои их программ.

Как я уже упоминала, в произвольных программах этих фигуристов заявлена музыка из балета Бизе-Щедрина (Алина) и Бизе-Щедрина и Э.Гиро (Миша). Возможно, отстранённость Миши от оперно-балетных страстей и была задачей исполнения. Не зря возникает впечатление, противоположное Алининым хорео и смысловым решениям. Тем интереснее получился результат.*****

В тот год мне хотелось, чтобы Алина и Миша выступили с совместным номером «Кармен», но этого не случилось.

Здесь можно посмотреть «Кармен на льду» (1990) с К.Витт, Б.Бойтано и Б.Орсером.

20ae46f3911eb9eb0a083cc2bae7e-1381097

* Опера Ж.Бизе «Кармен», две оркестровые сюиты на основе этой оперы композитора Э.Гиро (1875), балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина (1967), испанские и кубинские танцы.

** Например, Э.Турсынбаева, Ю.Липницкая.

*** прилагательные здесь не имеют отрицательных коннотаций.

**** Эти значения были изначально вложены в смысл понятий.

***** Спасибо комментатору за уточнение.

Все фотографии и ссылки взяты из открытого доступа в целях иллюстрации. No copyright infringement is intended.

Здесь можно увидеть более качественные фотографии Алины, подчёркивающие хореографию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир News