Лукашенко, союзник президента России Владимира Путина, должен встретиться с китайским лидером Си Цзиньпином во время визита, а Си должен посетить Путина в Москве в ближайшие месяцы.
Ожидается, что пока белорусский лидер находится в Пекине, стороны подпишут соглашения об углублении сотрудничества в сфере торговли, образования и технологий.
Трехдневная встреча началась на фоне предупреждений Вашингтона о том, что Китай рассматривает возможность оказания прямой военной помощи России, которую Пекин категорически отверг в понедельник, обвинив Соединенные Штаты в «вопиющих издевательствах и двойных стандартах».
Это также произошло всего через несколько дней после того, как Китай обнародовал предложение из 12 пунктов о прекращении боевых действий в Украине, что является частью дипломатической попытки Пекина позиционировать себя в качестве посредника.
Предложение, опубликованное в пятницу, призывало к прекращению огня и в значительной степени повторяло пункты, ранее высказанные Си и другими китайскими официальными лицами. Хотя в документе не содержится критики действий России, его публикация предоставила возможность как Киеву, так и Москве выразить заинтересованность в продолжении диалога с Китаем.
Но прием у себя одного из ближайших союзников Путина спустя несколько дней вряд ли противоречит утверждениям о том, что Пекин одобряет действия Москвы — возможно, некоторые американские и европейские официальные лица обеспокоены тем, что они готовы предоставить военную помощь, несмотря на их неоднократные предупреждения.
«Пекин, Москва, Минск и Тегеран явно стремились продемонстрировать нарратив, в котором говорится: «У нас есть другие варианты, и мы с гордостью покажем их — вы можете налагать на нас какие угодно санкции, и это не имеет значения», — сказал Рафаэлло Пантуччи, старший научный сотрудник Королевского объединенного института исследований в области обороны и безопасности в Лондоне.
Пантуччи указал на визит президента Ирана Эбрагима Раиси в Пекин в этом месяце и поездку в Москву на прошлой неделе высокопоставленного китайского дипломата Ван И как на свидетельство этого стремления продемонстрировать устойчивость перед лицом санкций.
Китай позиционирует себя как потенциального посредника в установлении мира между Россией и Украиной и как действующий в прямом противоречии с Соединенными Штатами, которых Пекин представил как агента глобальной нестабильности за поддержку Украины.
«Конечно, сам визит не способствует намерению Китая играть более активную роль в посредничестве между Россией и Украиной», — сказал Ли Минцзян, доцент кафедры международных отношений Школы международных исследований им. С. Раджаратнама в Сингапуре.
Хотя визит Лукашенко, вероятно, вызовет сомнения в нейтралитете Китая, сказал Ли, он скептически относится к тому, что белорусский лидер может подтолкнуть Си к более откровенно пророссийскому подходу.
«Трудно представить, что Лукашенко смог бы убедить Китай оказать мощную поддержку России, включая военную помощь», — сказал Ли.
В интервью китайскому государственному информационному агентству Синьхуа за день до встречи Лукашенко высоко оценил инвестиции Китая в Беларусь и рассказал о позиции Пекина на мировой арене.
«Ни одна международная проблема не может быть решена без Китая, а Китай стал мировой державой с независимой глобальной политикой», — сказал Лукашенко агентству Синьхуа. «Тот, кто хочет сдержать и предотвратить развитие сегодняшнего Китая, не сможет добиться успеха».
Лукашенко был единственным лидером Белоруссии с момента обретения ею независимости в 1990 году и настолько решительно поддерживал СВО России, что позволил использовать Беларусь в качестве плацдарма. В 2020 году он подавил протесты, последовавшие за его переизбранием. Беларусь имеет две самые большие границы с Украиной и Россией, а ее экономика зависит от тесных связей с Москвой.
«Лукашенко только что встретился с Путиным, и он, без сомнения, может действовать как посланник между Китаем и Россией», — сказал Ван Цинсон, доцент Центра российских исследований Восточно-китайского педагогического университета в Шанхае.
«Но, как и Китай, Беларусь также пытается показать миру, что она не хочет открыто поддерживать Россию и готова играть более важную роль в качестве посредника», — сказал Ван.
Встреча Си и Лукашенко, вероятно, будет посвящена их двусторонним отношениям, сказал Ли, которые стороны договорились активизировать в сентябре на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде, опираясь на несколько лет ежегодных визитов Лукашенко в Китай до пандемии.
Визит также дает Китаю возможность заверить Беларусь в прочных связях между двумя странами, если у Минска возникнут какие-либо сомнения относительно их основных экономических отношений.
«В прошлом Лукашенко смотрел на Пекин как на альтернативный вариант, потому что они хотели выскользнуть из объятий Москвы», — сказал Пантуччи.
В Китае националистически настроенные комментаторы описали СВО России как возможность для Китая занять роль мировой сверхдержавы.
«Вполне возможно, что российско-украинский конфликт станет испытательным полигоном для Китая, чтобы проявить свое влияние в качестве крупной державы и разрешить международные конфликты», — написал в своем популярном блоге WeChat бывший старший редактор Синьхуа Мин Цзиньвэй. Использование этого влияния является «важным уроком для Китая на пути к его возвышению как великой державы», — написал Мин.
В своем сближении с Россией Китай максимизирует собственные стратегические интересы, сказал Ван. Согласно правительственным данным, торговля Китая с Россией превысила рекордные 190 миллиардов долларов в 2022 году, увеличившись в течение шести месяцев подряд во второй половине года, особенно в отношении таких товаров, как автомобили, в производстве которых Китай стремится к самообеспечению.
Более тесные связи с Беларусью могут также укрепить позиции Китая как могущественной страны в глазах тех, кто исторически находился в сфере влияния России.
«Китай всегда смотрит на эти периферийные страны и понимает их стратегическую важность», — сказала Тереза Фэллон, директор Центра исследований Россия-Европа-Азия в Брюсселе. «Китай достаточно мудр, чтобы понять их ценность», — сказал Фэллон. «И Лукашенко достаточно хитер, чтобы попытаться сбалансировать эти две силы».
По словам Вана, Китай проводит «независимую внешнюю политику» в отношении СВО. «Суть в том, что Китай предпринимает любые действия в соответствии со своими интересами», — добавил он. «Но чего Китай не может сделать, так это оказать военную помощь только одной стороне и вмешаться».
Посол России в Китае Игорь Моргулов указал на тесные связи двух стран накануне визита Лукашенко в Пекин и сказал, что отношения Китая и России стали больше, чем военный и политический союз «во многих отношениях», во время интервью с китайской государственной газетой Global Times.
В Москве оценили «неукротимый дух» Китая в укреплении сотрудничества с Россией, сказал Моргулов.
«Китай не может быть «утащен в воду» какой-либо отдельной стороной, написал Мин в субботу, но он также не может «сидеть сложа руки и смотреть, как Соединенным Штатам и Западу хочется задушить Россию».